Блогер Ахмад Каримзода: Таджикская служба радио “Озоди” не выполняет свою миссию

Гражданский активист и блогер Ахмад Каримзода опубликовал пост с критикой редакционной политики таджикской службы Радио Свободная Европа/Радио Свобода и призвал журналистов к дискуссии, но руководство СМИ проигнорировали критический метариал. 
По словам блогера исполняющий обязанности главы таджикской службы Радио Озоди Салим Аюбзод не разрешил опубликовать статью на своей странице в Фейсбук — площадку, которую он активно использует для информирования о деятельности Озоди, а позже удалил отметку. В рамках программы “Антицензура” мы публикуем статью без изменений, хотя рассматриваем его как слабый критический материал:
Контент- анализ упоминаемости президента Таджикистана
Для проведения исследования в поисковой строке сайта ozodi.org, было введено слово «Рахмон» и взяты заголовки с первых 10 страниц поискового ответа.
Поисковой запрос был произведен в середине октября 2019 года и охватил период с 25 июля по 16 октября.
Вышло 92 публикации — ссылки. Незначительная часть из них являются ссылками по дублирующим друг друга темам.
Из этого количества 13 ссылок — это статьи, где слово «Рахмон» не имеет отношение к президенту страны. Мы проигнорировали их.
79 ссылок из 92 имеют упоминание непосредственно президента страны Эмомали Рахмона.
Как отражен Рахмон в этих публикациях ?
Расскажу, но до того небольшая справка. Радио “Озоди” (Свобода) — это наше глобальное медиа, финансируемое Конгрессом США на средства американских налогоплательщиков. Миссия Радио Свобода — работать среди аудитории несвободных обществ, предоставлять местному населению информацию, которую местные СМИ не в состоянии предоставлять, инициировать свободные дискуссии.
До 2019 года, как мы теперь уже знаем, Радио Озоди эту миссию провалили, слабо затрагивая темы, связанные с президентом страны и его семьей, активно вовлеченной в большую политику и бизнес.
Неудивительно, что это привело к отставке прежнего руководства (Соджидаи Мирзо) и приходу новых людей (Салим Аюбзода). Каково достижение новой команды в этом направлении? Судите сами.
«Сотрудники Радио Озоди хотят работать! Их дети хотят кушать!» Лозунг и фото со страницы Салима Аюбзода

 

I. СБАЛАНСИРОВАННЫЕ СТАТЬИ
9 статей или 11% от общего числа статей с упоминаний Эмомали Рахмона в “Озоди” были сбалансированными.
При упоминании президента там подчеркивались и те недостатки в гос управлении, что связывают с ним или членами его семьи, и которые, можно сказать, соответствует миссии Радио “Озоди” и ожиданиям американского налогоплательщика.
Здесь можно выделить такие публикации, как:
1. Варшава барои тоҷикон. Ҷойи муколама ё майдони сухан?
2. Чархи дувуми Роғун гардон шуд. Оё бебарқии зимистона ба хотира табдил меёбад?
3. Омодагиҳо ба Ҷашни Истиқлол. Машқи донишҷӯён ва таҳкими чораҳои амниятӣ. («Настоящее время»)
4. Зеварбону Рауфӣ: «Аз ҳукумат чӣ мехоҳам?!»
II. СТАТЬИ С УПУЩЕНИЕЯМИ
19 публикаций или 24% напрямую или косвенно являются его пиаром. Хотя там было место для критических замечаний в его адрес, для обозначения того, что проблемы, указываемые там, имеют непосредственную связь с его политикой (коррупция, непотизм, несменяемость власти, отсутствие политической конкуренции, полная зависимость судов и т. п.), этого сделано не было.
Такие публикации идентичны всем тем, что делают о Рахмоне иные таджикские СМИ — государственные СМИ, «Азия-плюс», «Авеста», «СугдНьюс» и прочие. Но они же не получают 180 млн. долларов в год на свое содержание, верно?
Приведу пару-другую примеров:
1. Мукофоти президент ба Шамсулло Соҳибов
В этой статье не приводится мнений и фактов, о том, чем именно владеет зять президента, о том как он отжал бизнес у основателя оппозиционного движения «Группа 24» Умарали Кувватова и дается общая информация со ссылкой на третью организацию OCCRP. Если у редакции нет сил и возможности произвести нормальное расследование этого «предпринимателя», и если нет возможности вспомнить хотя бы его проблемы с Кувватовым (не хотели упоминать «Группу 24?»), то зачем вообще нужна эта новость? Рахмон бесконечно раз и тысячи людей вручает награды. Зачем нужно было давать новость о вручении Сохибову и давать крупное фото рукопожатия с президентом? В западном обществе за такое платят большие деньги и это называется пиаром, Радио Озоди, вы это не знали?
2. «Нисбати Шаҳбоз Раҷабзода ягон парванда оғоз нашудааст».
Об этом собрании и этом парне не сообщал только ленивый человек. Все передали эту тему так, как будто Эмомали Рахмон справедливый правитель, который с одной стороны очень внимательно следит за каждым звеном правительства и борется с коррупцией, а с другой стороны он не тиран.
Никто из СМИ не написал, что президент не имеет права увольнять сотрудника таможни, для этого у него есть свое руководство, и тем более президент не может публично указывать на коррупционные факты и здесь же при людно прощать нарушителя, которому могли бы дать 15 лет тюрьмы.
Никто на это не указывал, а вот Радио Озоди могли бы, так как их миссия сообщать то, что другие не решаются, но предпочли подключиться к этому шоу и оставить образ президента положительным и законным.
В любом случае,  в таких статьях, нужно не показывать Рахмона как борца с коррупцией, ведь это он устроил непотизм в стране, и это его кадры, и это его правительство международные организации называют одним из самых коррумпированных в мире.
Чем такие репортажи Радио Озоди отличаются от репортажей «Ховар»?
3. Додоҷони Атовулло: Рақси ишкам ва паймони шикаста
Это не публикация Радио Озоди, это статья оппозиционного политика, размещенная в рубрике «Блогистон». Самой рубрики на главной странице сайта нет. То есть она создается тогда, когда нужно редакции.
Минусом этой статьи является то, что она вообще не статья, а однобокая точка зрения автора, который является неоднозначной фигурой в политической среде. Несомненно, Д.Атовуллоев имеет право, как и все мы, получать трибуну в этой рубрике радио, но если американское СМИ принимает такие односторонние уколы, да еще в адрес оппонента режима, то можно ли ожидать, что точно такую же возможность получат все остальные желающие, например таджикская свободомыслящая молодежь из США или Австрии, таджикские оппозиционеры из Польши или из Франции. Будут ли тогда публиковать в этой рубрике без купюр мнение Кабири о Атовуллоеве, или «Группы 24» и т. п.
Это не статья, это какое-то политическое досье с претензией на исторический документ, и это все обрамляется словами самой редакции, что автор фактически вернул нас к истинной истории. Просьба, тогда уберите в конце подпись, что мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Как раз в преамбуле, вы фактически написали, что согласны с мнением этого неоднозначного автора. И да, выведите тогда рубрику «Блогистон» в меню, что за «междусобойчик»…
Еще такие статьи, где косвенно пиарятся либо Э.Рахмон, либо его дочь Озода Рахмон:
Шарти Тоҷикистон ба хориҷиҳо баъди баҳсҳо дар бораи кони нуқраи «Якҷилва»
Озода Раҳмон дар «Форуми ҷумҳуриявии занон» дар шаҳри Душанбе ширкат накард
Барномаи нави Тоҷикистон барои маҳви «модари ҷиноятҳо»
Нишаст дар бораи занони тоҷик. Ҷойи баёни мушкилҳо ё..?
Масҷиди бузурги Душанберо моҳи октябр ифтитоҳ мекунанд
Осия пас аз 40 рӯз ба пой хест.
Беш аз 100 ҳазор доллари нафақахӯронро кӣ аз худ кард? Чӣ гуна?
Оё занҳо дар Осиёи Миёна шонси раҳбарӣ доранд?
III. НЕЙТРАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
51 публикация или 65% в целом относятся к группе «нейтральных». Это либо сухие новостные сообщения о визитах Рахмона или заявлениях, или это статьи где он упоминается косвенно, а в целом речь идет об ином. По большей части этих статей можно сказать тоже самое, что и раньше. Зачем так часто упоминать президента, где надо или не надо, по сути в позитивном ключе.
IV. РЕЗЮМЕ
70 из 79 публикаций упоминают Э.Рахмона в позитивном ключе.
88% публикаций , выскочивших из поиска по сайту Озоди о Рахмоне — не отличаются от статей «Ахбора» или иных местных СМИ страны.
Радио Свобода сменило руководство Озоди, но информационная политика осталась прежней!
Забыли свою миссию? Вы должны освещать то, что мы не можем получить от других, потому что они не знали или побоялись написать об этом. Пиар и обычное рутинное освещение многоуважаемого президента оставьте Ховару и другим!
Радио Озоди: Вы получаете зарплаты от взносов американских граждан, а не в правительстве Таджикистана. И демократы, и республиканцы все сходятся в одном — про авторитарные режимы в странах Центральной Азии надо показывать и говорить как есть, чтобы они исправлялись и встали на путь демократии, а не потокать им.
Так что, будете все-таки работать так, как вам это завещал Конгресс США? Всегда открыт для дискуссий и критики моего исследования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.